Давненько меня не было, но тому были причины. Первая из них это старый добрый праздник Новый Год! Да, поздравляю всех моих читателей с прошедшими праздниками, думаю вспомнить будет их приятно. Ну а вторая — мой старый жесткий диск, после трех лет службы, начал потихоньку сыпаться. Из-за этого, в некоторые моменты времени, за компьютером работать было невозможно. И такие моменты появлялись все чаще и длились они все дольше. Поэтому мною было принято решение о покупке нового жесткого диска.

Купил. 80Гб. И после встал вопрос о переносе системы. В один вечер я даже решил установить систему заново и перенести лишь пользовательские настройки, но потом все же вспомнил, что дело это не быстрое, а поспешить следовало бы. Посему быстренько система и мои файлы были упакованы в три больших архива и перекинуты на ближайший фтп-сервер, дабы потом их закачать на новый, распаковать и пользоваться.

Тут я углублюсь в описание некоторых нудных и не интересных деталей, поэтому знающие люди могут пропустить пару абзацев.

Ноутбук штука маленькая, поэтому двум винчестерам там не уместиться, что само собой вызывает проблему переезда на новый жесткий диск. Но если есть сетевая карта и хороший канал до ftp-сервера (как у меня, можно прийти к другу и наладить у него или воспользоваться приводом для записи dvd). Вобщем план такой: 1. Упаковать систему; 2. Перекинуть ее в укромное местечко; 3. Загрузить компьютер с liveCD и подготовить диск к приему системы, 4. Загрузить и распаковать архивы и 5. Немного подредактировать /etc/fstab и перезагрузиться. Такой вот план, думаю все понятно и ничего сложного, только пару советов:

1. Вот так архивировался я:

# tar -cvj --exclude=/usr --exclude=/sys --exclude=/disk \  --exclude=/home --exclude=/media \
--exclude=/mnt --exclude=/proc --exclude=/tmp / \  -f /disk/backup-sys-07.01.08.tar.bz2
# tar -cvj --exclude=/usr/disk2 --exclude=/usr/portage/distfiles /usr \
-f /disk/backup-usr-08.01.08.tar.bz2
# tar -cvpz /home/loki/ --exclude=.opera/cache4/ --exclude=Cache/  \  -f /disk/backup-home-loki-16.01.08.tar.bz

/sys и /proc — виртуальные файловые системы, поэтому архивировать их нет никакого смысла. Первый архив вроде как системный и поэтому пользовательские файлы туда не включены (/disk, /home).

Архивы вышли не такие уж и большие, как я ожидал на 600Мб и 1,3Гб (sys & usr). Gentoo’шникам рекомендую не включать в архив /usr/portage/distfiles и /var/tmp/ccache.

2. Для поготовки диска пользуемся загрузочным liveCD. У меня всегда с собой хороший восстановительный CD — System Rescue CD, там есть X Window c FireFox и GParted (там еще много полезного, но в данном случае нам не нужного), поэтому очень рекомендую, хотя можно взять любой, какой нравится.

3. Для «нарезки» диска пользуйтесь lvm2 (Logical Volume Manager — размеры разделов можно легко уменьшать/увеличивать, это как шарики в банке — один надул, другой спустил), как это сделал я. Немного непрывчый подход, но теперь голова не болит о том, кому и сколько выделить места. Всего ничего, включить одну опцию в ядре (причем она по умолчанию включена) и установить пакет lvm2.

Полностью систему перенести на lvm нельзя, но есть два варианта: 1. оставить /boot на привычном разделе, а lvm-разделы подключать с помощью RAM-диска; 2. оставить стандартным корневой раздел и /boot, а все остальное отдать под lvm (тип 8e). Я пошел по второму пути т.к. ram-диски я раньше не делал и не особо хотел изучать это дело, да и неизменяемый 1Гб это не страшно.

В итоге, используя GParted диск поделился на четыре раздела: /boot ~100Mb, / — ~1Gb, 8e — ~77Gb, /swap — ~500Mb. Быстро, просто и наглядно, и голову не надо ломать, сколько отдать под корень — 5 или 10Гб.

Если Вам стало интересно, то советую пользоваться этой статьей: Установка Gentoo с использованием LVM2.

4. Диски подготовлены, пора распаковывать архивы. Я буду думать, что с tar’ом у Вас пока нелады и поэтому скажу как надо делать:

# cd /mnt/gentoo
# wget ftp://jtux.tomsk.ru/backup-sys.tgz
# tar -xvfz backup-sys.tgz
# wget ftp://jtux.tomsk.ru/backup-usr.tgz
# tar -xvfz backup-usr.tgz

Перходим в корень новой системы и распаковываем архивы туда.

5. Не забудте подправить /etc/fstab перед перезагрузкой и установить на новый диск загрузчик:

# grub
grub> root (hd0,0)          (указание расположения раздела с /boot)
grub> setup (hd0)           (установка GRUB в MBR)
grub> quit                  (выход из оболочки GRUB)

Первая перезагрузка прошла удачно, что для меня редкость. Система загрузилась как обычно, наверное даже ничего не заподозрив, даже быстрее прежнего и намного тише стало (зато теперь слышно кулер, надо смазывать).

А сейчас с диском у меня такие вот дела:

# df -h
Файловая система      Разм  Исп  Дост  Исп% смонтирована на
/dev/hda2             1,1G  130M  899M  13% /
udev                   10M  156K  9,9M   2% /dev
/dev/mapper/sis-usr   5,0G  4,0G  774M  84% /usr
/dev/mapper/sis-home  4,0G  2,2G  1,9G  53% /home
/dev/mapper/sis-opt   3,0G  1,5G  1,4G  53% /opt
/dev/mapper/sis-var   3,0G  1,5G  1,4G  54% /var
/dev/mapper/sis-tmp  1008M   34M  923M   4% /tmp
/dev/mapper/sis-disk   10G  7,3G  2,7G  74% /disk
shm                   371M     0  371M   0% /dev/shm

Только вот не видно сколько всего места осталось, ~20-30Gb неиспользуемых точно есть, но вот они не показаны.

Такая вот малоинтересная вышла заметка из личного опыта. Может кому поможет. А вот скажите мне, как Вы поделили свой большой диск?

Я это вообще почему все затеял? Дело не только в том, что старый жесткий «посыпался», но и из-за того, что как то у меня кончилось место на разделе /usr и пришлось очень долго и хитро манипулировать данными.